" />

История музея

История появления «пространства КинАп»

Изначально это был некоммерческий образовательный проект на безе школы, он назывался «Музей кинотехники», рассказывает его создатель Александр Зенин

Идея создания технического музея пришла в 2007 году, тогда во всех школах Москвы случился бум на организацию школьных музеев. Во многих учебных учреждениях они существовали в виде нескольких витрин, тематика их была одинаковой, в основном это были экспозиции по боевой славе, крестьянского быта или литературные. В эти годы я работал в школе в качестве учителя информатики и материальных технологий и являлся техником школы. Чтобы не выделяться из массы нам тоже нужно было иметь такой музей, но в силу того, что мое детство было неразрывно связано с пленкой, пришла в голову идея создания «Музея кино», но на тот момент уже существовал музей с таким названием, к тому же кино мы не показывали, а только технику. 

Первоначальной идеей музея было формирование коллекции отечественной кинопроекционной аппаратуры. И первые экспонаты были узкоплёночные кинопроекторы: любительские и профессиональные, часть из которых были найдены в школьных кладовках. Как и в большинстве школ это было несколько шкафов в конце кабинета. Начало комплектования серьезной экспозиции случилось благодаря одному весьма крупному экспонату – звукомонтажный стол. Как он появился? С детства люблю и увлекаюсь анимацией. У меня был допкомпонент с школьниками, захотел их привлечь к созданию кукольных мультфильмов. Почему-то в голову пришла идея, что нужно смотреть старые советские мультики покадрово с пленки, но как? Узнал, что для этого есть специальное устройство, к тому же оно абсолютно ложится в концепцию музея киноаппаратуры. Начал искать, нашел случайно! Я делал курсовую работу в институте и как обычно воспаленный мозг решил всех удивить и сделать презентацию к курсовой в формате 3D (стерео), для ее просмотра нужно было много анаглифных очков с красно-сине-зелеными фильтрами. Поехал покупать их в НТЦ Стереокино, который располагался в НИКФИ (научно-исследовательском кино-фото институте). В помещении студии стереокино я увидел несколько таких звукомонтажных столов, причем отечественных – А742Е. Александр Сергеевич Мелкумов, оператор-стереограф, преподаватель ВГИКа и на тот момент руководитель студии подарил нам в коллекцию музея этот стол. Его пришлось немого модернизировать и отремонтировать, так появилась первая машина для просмотра 35 мм пленок у нас. В это же время познакомился с легендой НИКФИ Сергеем Николаевичем Рожковым, в последствии он очень много помогал в формировании  коллекции музея. 

Так я попал в кино…. Желание объять не объятное привело меня к самому крупному российскому кинофестивалю – Кинотавр. Несколько лет подряд в разном качестве работал на показах – от киномеханика-фильмопроверщика, до инженера-наладчика кинооборудования. Конечно, это давало огромные возможности по знакомствам в мире кино. Соответственно начался интересный путь в кино, музей параллельно развивался, но учителем я уже не работал, так как были частые командировки. В 2010 году у музея появилось собственное помещение, в котором с большим трудом поместились экспонаты за весь период существования отечественной кинопромышленности. Собрана почти полная линейка моделей кинопроекторов от 1922 до 2003 года. Условно можно разделить всю коллекцию музея на несколько разделов: кинопроекционная аппаратура, киносъемочная техника, фильмопроизводственная аппаратура и мультипликация. В коллекции только подлинная техника, практически вся рабочая. Помимо техники есть архив кинофильмов на 16, 35 и 70 мм пленке, а, так же, перфоленты с записями музыкальных произведений для механических пианино. Кстати, в экспозиции есть действующее механическое пианино эпохи немого кинематографа. Но на самом деле в запасниках стоит 24 подобных инструмента… Мы проводили регулярно мероприятия с кинопоказами на кинопленке в кинозале, в нашем учреждении их было аж два!

К сожалению система московского образования на моих глазах начала рушиться.  Последние три года я уже старался не смотреть на происходящее и занимался проектами в кино, настало время проститься со школой. Единственные раз, когда часть коллекции увидела широкая публика, это было участие в выставке на ВДНХ в 15-м павильоне в 2017 м году «Вам и не снилось», наши экспонаты тогда были выставлены сразу в четырёх комнатах из 10. Непосредственно сам музей посещали и известные деятели кино и музыки.

В этом году «Музей кинотехники» прекратил свое существование. Коллекция переезжает в НИКФИ, где организован совместно с директором института Алексеем Кучеренко новый проект – «Пространство КинАп». Слово «музей» для проекта, где каждый экспонат постоянно работает не подходит, так как нарушается концепция сохранения. Но почти для каждого экспоната есть огромное количество расходных материалов и запасных частей, что позволяет аппаратуре не пылиться в виде статичной выставки, а радовать зрителей своей уникальностью и возможностями, впервые можно увидеть в действии весь процесс демонстрации, съемки или монтажа фильма на кинопленке в разные годы 20-го века. Так как экспонаты образуют как бы «театр машин», было принято решение назвать место пространством, а Кинап появился из забытого названия заводов, которые производили эту самую киноаппаратуру, собственно, это и есть сокращение от слова «киноаппаратура». Совсем скоро мы сможем показать новую интерактивную экспозицию, где кинотехника о себе расскажет сама!