" />

Панорамный кинотеатр МИР

Первая экспериментальная панорамная киноустановка была спроектирована и осуществлена в Научно-исследовательском кинофотоинституте в конце 1956 г. На базе работ экспериментальной установки в 1957 г. был спроектирован и сооружен за 10 месяцев первый панорамный кинотеатр, имеющий самый большой экран в мире.

Проект панорамного кинотеатра «Мир» разработан коллективом проектировщиков (В. А. Бутузов, М. И. Богданов, Л. И. Богаткин, Н. С. Стригалева и В. Д. Котов). После рассмотрения нескольких вариантов проектов была принята планировка кино­театра, показанная на рис. 1, 2, 3.

Проект разрабатывался при непосредственном участии руководителя работ по панорамному кинематографу доктора технических наук проф. Е. М. Голдовского и других сотрудников Всесоюзного Научно-исследовательского кинофотоинститута. За короткий срок проектировщики, строители и монтажники сумели создать первокласс­ный современный кинотеатр, оснащенный кинотехническим оборудованием, разработанным в научно-исследовательских инсти­тутах и изготовленных отечественной про­мышленностью.

При проектировании кинотеатра было частично использовано существующее зда­ние, цилиндрическая форма которого предопределила конфигурацию будущего зри­тельного зала.

История здания небезынтересна. В конце прошлого века оно было построено под живописную панораму, посвященную бородинскому бою. Однако картина панорамы не была установлена, а здание вскоре сго­рело и в таком виде сохранилось до наших дней. Стены здания первоначально были сооружены на деревянных сваях; при вос­становлении здания для кинотеатра осно­вание было укреплено путем закладки бе­тона и стены были подняты на 6 м. Общая высота здания кинотеатра достигает 30 м. К кирпичному корпусу кинотеатра примы­кает стеклянная галерея высотой 10 м.

Весь комплекс кинотеатра состоит из нескольких отдельно стоящих зданий: основного (рис. 4), кассового зала (рис. 5), котельной, трансформаторной подстанции и артезианской скважины, обеспечивающей водой установку кондиционирования воз­духа.

В строительстве здания и отделке при­менены современные строительные материа­лы: нержавеющая сталь, стекло, керами­ка, пластик, оргалит и т. д.

За стеклянным витражом здания разме­щается входной вестибюль (рис. 6), из него зритель проходит в обширное фойе (рис. 7), площадь которого равна 1200 м2Фойе оборудовано мощной приточно-вытяж­ной вентиляцией. На этом же этаже распо­ложены: буфет-бар, выходные вестибюли из зрительного зала, главная электрощитовая, санузлы и различные подсобные помещения. Осве­щение фойе осуществляется отраженным светом от све­тильников, установленных за карнизом по периметрам стен и в верхней части колонн.

Фойе звукофицировано при помощи усилительной аппаратуры, установленной в киноаппаратном комплек­се. Регулятор громкости звучания и микрофонный штепсель размещены в фойе.

Зрительный зал высотой 20 м при диаметре в 38 м представляет замкнутый круг, в одну треть которого вписан экран (рис. 8). Раз­мер экрана 30,6 м по длине и 11,4 м по высоте; таким образом, площадь его со­ставляет около 350 м2. Ниж­няя кромка экрана установ­лена на высоте 1,3 м от уровня пола партера. Стре­ла прогиба экрана — 8 м. Взаиморасположение экра­на и кинопроекторов обес­печило отсутствие какого- либо угла проекции в вертикальном направлении. В горизонтальном направлении угол проекции — не более 1°30′. На рис. 9 показана схема кинопроек­ции, обеспечивающей возможность демон­страции кроме панорамных также широко­экранных и широкоформатных фильмов.

Проекторы, установленные в кинопроек­ционных А (правая), Б (центральная) и В (левая), проецируют изображения панорамного фильма на соответствующие ча­сти экрана А, Б, В.

Непрерывность проекции панорамных фильмов обеспечивается попеременной ра­ботой групп проекторов 1, 6, 9 или 2, 5, 10.

В настоящее время показ обычных и ши­рокоэкранных фильмов может производить­ся с установленных проекторов 4, 7.

В дальнейшем вместо проекторов 4, 7 предполагается установить проекторы для показа широкоформатных фильмов на 70-лыг пленке, проекторы же для демон­страции обычных и широкоэкранных филь­мов с анаморфированным кадром — уста­новить в положение 3, 8. Раздвижной зана­вес, расположенный по кривизне экрана, приводится в действие двумя электролебед­ками и может быть остановлен в любом положении при помощи специальных пуско­вых выключателей.

Обрамление экрана деревянное, выпол­ненное в стиле оформления всего зала. Экранное полотно изготовлено из специ­ального материала 1 1 «Техника кино и телевидения», 1957, № 9.

Средняя часть экран­ной поверхности состоит из широких (0,6 м) перфорированных полотен, склеенных в ме­стах стыков, боковые же собраны из узких (шириной 22 мм) полос полотна.

В зале по периметру стен (рис. 10) и в потолке установлены четыре группы громкоговорителей для стереофонического воспроизведения панорамных фильмов и эффектного звуковоспроизведения. При ши­рокоэкранной проекции они же могут быть использованы для усиления речей в зале или для воспроизведения музыкальных записей.

Стены зала отделаны деревянными жа­люзи. За ними размещены громкогово­рители (о которых указывалось выше) и акустические поглотители из шлаковаты.

За экраном (рис. 11) установлено пять групп громкоговорителей стереофоническо­го звуковоспроизведения панорамных или широкоэкранных фильмов и одна группа громкоговорителей для звуковоспроизведе­ния одноканальной фотографической фоно­граммы. Эта же группа громкоговорителей может быть использована при демонстра­ции кинофильмов, требующих перевода ре­чевого текста.

Потолок зала куполообразной формы, подшит перфорированным оргалитом, за которым размещаются громкоговорители и акустические поглотители из шлаковаты. Таким образом, десять самостоятельных каналов звуковоспроизведения в зритель­ном зале насчитывают 120 различных голо­вок громкоговорителей.

Зрительские места (1226) располагаются в зале в виде круто поднятого амфитеатра, что дает возможность значительному коли­честву зрителей рассматривать демонстри­руемое изображение на экране без замет­ного искажения горизонтальных линий.

Зрительские места в зале разделены на две зоны. Первая зона охватывает все ме­ста, расположенные в средней части зала, и ограничивается двумя боковыми прохода­ми. Остальные места относятся ко второй зоне. Первая зона мест является более бла­гоприятной для восприятия зрителями пано­рамного изображения.

Освещение зрительного зала осуществ­ляется зеркальными лампами накаливания (установленными за карнизом) с направ­ленным световым потоком на потолок, ко­торый служит отражающей поверхностью. Все освещение зала распределено на 5 рав­ных групп, каждая из которых имеет само­стоятельный темнитель света. Шестая груп­па освещения, дежурно-аварийная, выклю­чается из нескольких мест. Зал оборудован приточно-вытяжной вентиляцией и установ­кой кондиционированного воздуха. Каналы приточной вентиляции размещаются под осветительным карнизом, вытяжные — за деревянными жалюзи.

На втором этаже кроме зала разме­щаются небольшая гостиная, комната для сотрудников театра и автоматическая теле­фонная станция внутренней связи на 33 номера.

Следующий этаж в основном занят поме­щениями киноаппаратного комплекса и слу­жебными помещениями кинотеатра.

Центральная кинопроекционная (рис. 12) оборудована двумя кинопроекторами для непрерывного показа панорамных фильмов и двумя кинопроекторами для демонстра­ции широкоэкранных и обычных кинокар­тин. Кроме того, в кинопроекционной преду­смотрена возможность установки двух широкоформатных кинопроекторов для 70-мм пленки. В центральной аппаратной также установлены два силовых электро­распределительных шкафа для питания обо­рудования, установленного в данной проек­ционной.

Боковая левая кинопроекционная (рис. 13) оборудована двумя панорамными кинопроекторами, электрораспределитель­ным шкафом и имеет самостоятельную пе­ремоточную. Боковая правая кинопроекци­онная оборудована аналогично левой.

Главное электрораспределительное уст­ройство всего киноаппаратного комплекса, электрощит освещения зрительного зала с темнителями света, селеновые выпрямители питания электродуг всех кинопроекторов, преобразователи частоты с релейными шкафами синхронно-синфазной работы всех па­норамных кинопроекторов и фильмфонографов установлены в одном помещении электросиловой (рис. 14).

В помещении для усилительной аппара­туры (рис. 15) находятся два фильмфонографа, работающие попеременно, стойка с 12-канальным усилителем (с учетом резер­ва), стойки питания усилителей и коммута­ции, пульт управления с предварительными усилителями, два магнитофона и другое дополнительное оборудование.

Все помещения киноаппаратного комп­лекса оборудованы приточно-вытяжной вен­тиляцией. Кинопроекционные обеспечены подачей кондиционированного воздуха, что значительно улучшает условия труда кино­механиков, работающих с дуговыми лампа­ми большой мощности.

Три кинопроекционных и усилительные связаны светосигнальной и громкоговоря­щей двусторонней связью с пультом опера­тора, расположенным в зале (рис. 16). Кроме упомянутой связи пульт оператора зала управляет громкостью шести групп громкоговорителей, установленных за экраном, и четырьмя группами, расположенными в зале. С пульта регулируется световой поток каждого панорамного проектора, резкость изображения, произ­водится управление работой синхронной группы: пуск, остановка, перевод проекции с одной группы проекторов на другую. На пульте имеются кнопочные станции управ­ления занавесом, темнителями освещения зала, сигнализацией при широкоэкранном или обычном кинопоказе, микрофон пере­водчика, телефон внутренней АТС, индика­торы контроля громкости звуковоспроизве­дения, контрольный громкоговоритель с усилителем и другое вспомогательное обо­рудование.Монтаж всего кинотехнологического оборудования выполнен монтажно-производ­ственными мастерскими Управления куль­туры Мосгорисполкома при непосредствен­ном участии главного инженера М. М. Лисогора.