Кино-механик передвижник при работе на селе с кино-передвижкой ГОЗ
А. СХЕМА ОБЯЗАННОСТЕЙ КИНО-МЕХАНИКА
Киномеханик обязан:
- Выбрать картину, вовремя получить ее из прокатной конторы, просмотреть картину, проработать тему, составить конспект.
- Осмотреть киноаппаратуру, заготовить запасные части и материалы и выявить технические недостатки аппаратуры.
- Изучить район своей постоянной работы, разработать маршрут, установить размер платы, провести принцип самоокупаемости.
- Подготовить подводу для поездки, подготовить помещение для сеанса.
- Установить связь с Сельсоветом, Волполитпросветкомом, избой-читальней, культурными и партийными силами деревни, зарегистрировать свое прибытие и отчетность, согласовать с ними свою работу, получить их содействие.
- Организовать оповещение населения.
- Организовать проведение киносеанса.
- Организовать и провести пояснение картин.
- Держать в порядке киноаппаратуру, бережно
относиться к фильме, принимать противопожарные меры.
- 10. Установить правильные взаимоотношения с населением, оказать населению посильную культурную помощь.
- 11. Составлять отчетность, вести дневник, содержать в порядке и вести аккуратно свою переписку.
- 12. Вести запись о количестве сеансов, их характере, о количестве зрителей и их составе и т. п.
- 13. Проводить кино-политиросветработу.
- 14. Проводить политико-просветительную работу вне связи с кино.
- 15. Производить изучение кино-зрителя.
- 16. Организовывать кино-общественность.
- 17. Производить фото-снимки.
- 18. Продавать литературу.
Исходя из перечисленных обязанностей, — кино- механик-передвижник должен усвоить достаточно полно нижеследующие сведения.
Б. СХЕМА СВЕДЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ
КИНО — МЕХАНИКУ — ПЕРЕДВИЖНИКУ
- 1. Кино-механик-передвижник должен знать местность, в которой он работает, условия передвижения, плотность населения, емкость помещений, экономическую мощь населения, особенности бытовые и этнографические.
- 2. Кино-механик-передвижник должен знать местные нужды крестьян, быть знакомым с потребностями сельского хозяйства данного района и быть знакомым с общим состоянием данной губернии и мероприятиями советской власти в данной губернии.
- 3. Кино-механик-передвижник должен быть достаточно грамотен и культурен для оказания помощи населению (написать письмо, заявление, быть кино-селькором, дать и навести справку и т. п.).
- 4. Кино-механик-передвижник должен быть политически грамотен для дачи разъяснений о внутреннем положении СССР, о международном положении, о партии, о вождях, о мероприятиях власти и о т. п. политических вопросах со стороны крестьян.
- 5. Кино-механик-передвижник должен быть политпросветработником, умеющим не только прочесть надпись картины, рассказать ее содержание и дать пояснения во время прохождения картины, но также уметь провести беседу с крестьянами по просмотренной картине и оказать содействие избе-читальне для дальнейшей проработки темы и содержания кино-картины в общей системе ее работы, организовать и провести общественный суд над картиной и т. п.
- 6. Кино-механик-передвижник должен на основании своего общения с крестьянами-зрителями уметь выявить их способность, воспринимать построение данной картины (запоминание сцен, их ассоциации и т. п.). и, с другой стороны уметь выявить общественные запросы кинозрителя-крестьянина .
Кино-механик-передвижник должен уметь обращаться с фото-аппаратом и производить простые фото- лабораторные работы в целях получения как снимков быта (фото-репортаж, фото-магниевых засъемок зрителя), так и портретных снимков крестьян для продажи.
- Кино-механик должен уметь грамотно составить отчет о своей работе, вести дневник работы и переписку с различными учреждениями.
- 8. Кино-механик-передвижник должен знать принцип построения маршрута и разработать таковой с таким расчетом, чтобы результатом его работы была самоокупаемость и максимальный эффект в области полит-просвещения.
- 9. Кино-механик должен быть толковым организатором, умеющим привлечь культурные силы и общественное участие крестьян к кино.
- 10. Кино — передвижник должен уметь обращаться с кино-фильмой, беречь ее, как частицу ценного имущества Республики.
- 11. Кино-механик-передвижник должен твердо и ясно знать законы физики и механики в размере, необходимом ему для глубокого знания механизма доверенных ему кино-аппаратов, беречь и охранять таковые от порчи и приведения их в преждевременную негодность.
- 12. Кино-механик должен быть хорошим кино-демонстратором, умело приспосабливающим кино-; аппаратуру в различных условиях проэктирования от халупы крестьянина до помещения кино-театра и сельской стацио нарки, с которой он должен хорошо уметь обращаться.
- 13. Кино-механик должен быть знаком с популярной энциклопедией кино и с общими вопросами советской кинематографии (кино-промышленность, прокат, киноаппаратура, кино-производство, кино-руководство центра и т. п.).
- I. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ
А. ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ
И УСЛОВИЙ КИНО-РАБОТЫ
- 1. Географическая карта района будущей кино- работы (география волости, уезда, губернии, края). Умение нарисовать или скопировать на кальку географическую карту. Значение знания географии края.
Изучение административной структуры района работы (диаграмма сел, волсоветов, уездных и губенских административных центров). Административные центры (сельсоветы, райсоветы, волисполкомы и т. и.) от сельсовета до губисполкома. Значение знания административной сети.
- 1. Политико-просветительная сеть (губ. и. и., у. п. и, вол. п. п. ц, избы-читальни, красные уголки и т. п.) данного края. Занесение их на карту. Значение знания по- литпросветсети для кино-работы.
- 2. Культурно-просветительная сеть (больницы, агропункты, школы, учебные заведения и т. п.) данного края. Занесение их на карту. Значение знания культурно- просветительной сети для кино-работы.
- 3. Хозяйственно-промышленная сеть данного края (совхозы, показательные поля, промышленные учреждения — фабрики, заводы, разработки и т. п.) — занесение их на карту. Значение знания хозяйственно-промышленной сети для кино-работы.
- 4. Кооперативная сеть (потребительская и производственная сеть кооперативов, товарищества, артели, коммуны и т. п.). Занесение их на карту. Значение знакомства с кооперативной сетью.
- 5. Сеть религиозных учреждений (церкви, их приходы, секты, их местонахождение, и т. п.). Значение знакомства с религиозной сетью учреждений в работе кино.
- 6. Составление календарей: календарь базарных и ярмарочных дней, календарь революционных праздников, исторических дней, календарь сельско-хозяйственных работ, календарь вообще выдающихся в данном крае дней (сбор допризывников, конференции крестьян, съезды учителей и т. п.). Значение знания этих календарных дней для кино-работы.
- 7. Сеть деревень, сел и проч, населенных сельских местностей района кино-работы, их поверстное расстояние, статистические сведения о количестве (мужчин, женщин и детей) населения каждой деревни данного района. Нанесение на карту. Значение знания этой сети и ее статистики для работы.
- 8. Деревенские пути сообщения: способы передвижения, характер дорог, использование железно-дорожных и судоходных путей. Местные ж. д. и водные станции.
- 9. Сеть ёмких помещений деревенского типа, бывш. помещ, экономии, школы, избы-читальни и т. п.
Особенности края, быт, нравы и т. и., этнографические данные — их учет в работе.
- Экономическое состояние района работы: крестьянские нужды и потребности сельского хозяйства данного района. Общее экономическое состояние губернии и мероприятия советской власти в данной губернии.
- 3. Прокат. Знание картин: фильмография деревенского фонда.’ Что выписывать для деревни. Сеть контор и агентств Совкино. Условия проката, система и тарификация. Система проката (пометражная), задачи кино-политпросветработы и выбор картин. Обязанности кино-работника по отношению к фильме. Законность штрафа в случае порчи. Лишение права работать с кино и звания кино-работника — за порчу фильм. Взаимоотношения с прокатом.
Б ПОСТРОЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ
КИНО-МАРШРУТА
- 1. Самоокупаемость и углубленная
работа.
Что такое кино-маршрут и зачем нужно работать по маршруту? Работа от случая к случаю и вред случайных наездов в деревню. Кино-неграмотность населения и необходимость ее ликвидации углубленной кино-работой. Материальная сторона кино-работы, самостоятельные денежные средства и дефицитность работы от случая к случаю. Необходимость систематического кино- обслуживания и самоокупаемость кино-передвижной работы.
- 2. Принцип платности кино-сеансов.
Почему нужно взимать плату за кино-сеансы: положение советской кинематографии и государственные средства, средства от кино на кино, бесплатная постановка поглощает средства, которые могут быть использованы на другие политико-просветительные нужды. Размер платы за вход на сеанс и принципиальный подход к этому вопросу; экономические категории деревни — кулацкая часть, середняки, беднота: батраки, инвалиды, женщины, дети и старики; учет экономической мощности данного села. Процент бесплатных зрителей — ие более 5%—10%. Установление количества зрителей по 5 коп., по 10 коп., по 15 и 20—25 коп. Наличие богатых крестьянских семейств и установление платы свыше 25 коп. Согласование вопроса с сельсоветом, партячейками.
- Принципы построения маршрута.
Учет поверстного расстояния деревень, емкости помещений, плотности населения (кустовое расположение деревень), количества населения, экономической его мощи, и т. п. моментов, указанных в общей части программы,—с точки зрения осуществления самоокупаемости и углубленной кино-работы (см. гл. II, раздел Б).
Почему маршрут должен быть месячным: условия проката, экономия накладных расходов, охват населения.
Почему маршрут должен быть регулярным: календарность постановок, привычка населения, увеличение количества зрителей и сеансов в один проэкционный день, знакомство населения с кино-календарем передвижки.
Почему маршрут должен быть постоянным и твердым: кино-неграмотность, увеличение денежных поступлений, близкое знакомство с данными деревнями и их характером, устранение взаимо-помех других передвижек.
Вывод: кино-маршрут должен быть месячным, регулярным, постоянным, т.-е. твердым. Практика кольцевого маршрута почты. Намеченный маршрут должен меняться по серьезным местным причинам.
- 4. Подготовка маршрута
и его выполнение.
Подготовительные мероприятия к выезду: выбор темы картины, получение картин ко дню отъезда, предварительный просмотр, знакомство с их техническим состоянием и внутренним содержанием. Проработка темы и уяснение содержания картин в Кино-Секции или Политпросвете. Составление конспекта картин для бесед, конспект характеристики действующих лиц, осмотр кино-аппаратуры. Заготовление запасных частей и материалов. Учет поверстного расстояния в переводе на время. Заблаговременный приезд в деревню. Немедленная подготовка подводы к дальнейшему отъезду. Связь с ВПП. Подготовка помещения. Организация оповещения населения. Дети и реклама: бесплатный детский кино-сеанс. Организация содействия кино-постановке. Привлечение культурных и общественных сил деревни. Их участие в устройстве и проведении сеанса. Касса и кассир. Наблюдение за внутренним распорядком. Организация помощи по вопросу получения электросвета (вертельщики). Чтец надписей (громкий голос).
Объяснитель картин. Проведение сеанса. (Кино-полит- просветработа — см. дальше). Приведение в порядок аппаратуры. Ночлежка. Взаимоотношения с населением. Ведение дневника, кассовой книги, учетной карточки, рапортичек. Составление отчетности и регистрация ее в сельсовете. Отсылка денег в базу отправления. Отъезд.
- II. ПРИЛОЖЕНИЕ
К ПРОГРАММЕ НО КИНО-ПЕРЕДВИЖНОЙ РАБОТЕ
А. ФОРМА ЗАПИСЕЙ В ДНЕВНИКЕ КИНО-РАБОТНИКА, ЗАВЕДЫВАЮЩЕГО КИНО-ПЕРЕДВИЖКОЙ
(Материалы к проекту курсов кино-работников)
Дата записи. За какое время запись. Кем производится запись: фамилия, имя, в какой организации занимается кино-работой. Где ставился сеанс. 1) Когда прибыла в очередной пункт маршрута: час, число, месяц.
- 2) Сколько проехала верст между двумя пунктами.
- 3) Выяснение условий работы в данной деревне: а) в помещении или на открытом воздухе; б) распространение отдельных билетов или коллективная сдача сеанса: в) экономическое благосостояние деревни; г) помощь в организации сеанса со стороны местных организаций.
- 4) Как производилось оповещение населения о кино-сеансе.
Когда начался сеанс, во сколько часов. Сколько продано билетов, сколько присутствовало душ, платно, бесплатно. 6) Понесенные излишне по данному сеансу расходы. 7) Какие работы производились в связи с сеансом, до, во время или после. 8) Как была проведена кино- политпросветработа. 9) Продавалась ли литература. 10) Особенности, которыми отличался сеанс (события общественного порядка, праздники и т. п.). 11) Каковы были отзывы крестьян о картине. 12) Количество сеансов в вечер. 13) Технические затруднения во время передвижения, во время работы. 14) Суточная выручка от сеансов. 15) Суточный расход кино-передвижки. 16) Связь с избой-читальней, с учительством, с культсилами деревни вообще, с партсилами. 17) Как получена подвода, и когда передвижка выехала в следующий пункт. 18) Общие замечания о данном дне работы, краткие заметки на память о необходимых улучшениях.
Б. ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КИНО-МАРШРУТА
(Материал к проекту курсов кино-работников)
- 1. Время и продолжительность работы.
- 2. Количество покрытых верст.
- 3. Наименование деревень, с общими количеством населения каждой.
- 4. Количество проэкционных дней.
- 5. Количество сеансов.
- 6. Количество зрителей на каждом сеансе.
- 7. Количество всех платных зрителей.
- 8. Количество всех бесплатных зрителей.
- 9. Количество всех мужчин, женщин и детей, каждое отдельно.
- 10. Наименование картины.
- 11. Откуда получены картины, их метраж, их техническое состояние в % отношении. Срок проката, стоимость проката.
- 12. Выручка за отчетный период: всего за проданные билеты, всего за случайно проданные сеансы, всего за сеансы по постоянному абонементу.
- 13. Расход по данному кино-маршруту. Оплата кино-персонала, проката, передвижения, ремонта, помещения, рекламы, материалов, прочих расходов и амортизации в размере 10% всех расходов.
- 14. Производились ли фото-снимки крестьян-зрителей (при магнии). Производились ли фото-работы (снимки крестьян для продажи).
- 15. Помещения для кино-сеансов. Приспособленность помещений для кино-сеансов. Вместимость. Платное или бесплатное.
- 16. Система кино-аппарата и источник света.
- 17. Способ передвижения.
- 18. Район работы.
- 19. Способ извещения граждан.
- 20. Рабочая сила для динамо: платно или бесплатно.
- 21. Общая оценка технической работы аппарата и динамо-машины. Указать ненормальности.
Характерные моменты работы (отношение населения, помощь властей, волполитпросветкома, содействие культурных сил, партийных и комсомольских организаций).
- Идеологическое и художественное содержание картин (тема, кратко сюжет, отношение кино-работника к художественной стороне).
- 2. Отношение кино-зрителя к данной картине, как к ее оформлению, так и содержанию кино-картины.
- 3. Проводилась ли кино политпросветработа ее формы, содержание, метод (беседа, общественный суд и т. п.).
- 4. Были ли приурочены постановки к тем или иным революционным праздникам, кампаниям и т. и. дням.
- 5. По каким вопросам выступал работник перед кино-аудиторией.
- 6. Производилась ли популяризация кино среди населения и обсуждались ли с населением меры продвижения кино в деревню. Результаты.
- 7. Соображения кино-работника по вопросу о не обходимых изменениях, дополнениях и т. п. в его работе.
У. ПРОГРАММА
ПО ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЕ В ДЕРЕВНЕ
ДЛЯ КИНО-МЕХАНИКОВ
А. ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ —
ЦЕНТР ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЫ В ДЕРЕВНЕ
Организация деревенской политпросветработы. Типы политпросветучреждений в деревне: волостная библиотека, передвижка, ликпункт и школа малограмотных, красный уголок, нардом и пх взаимоотношения с волостной избой-читальней. Волполитпросветком — орган ВИК’а и его работа. Работа Совета избы-читальни. Красные уголки и местные избы-читальни. Связь избы- читальни с шефскими общественными организациями и учреждениями.
Б. ПРИНЦИПЫ ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЫ
Строительство социализма в деревне. Социалистические элементы нашего хозяйства. Практические достижения. Практические мероприятия. Агропропаганда, кооперативная пропаганда. Пропаганда индустриализации сельского хозяйства. Содействие оживлению работ сельсоветов. Помощь и укрепление гласности. Комитеты взаимопомощи. Добровольные общества. Инициатива крестьянства. Шефство. Краеведчество.
В. ВИДЫ ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЫ
- 1. Самообразовательная работа в избе-читальне, цель, задача, формы и методы этой работы. Типы кружков, заочное обучение.
- 2. Изба-читальня и ликвидация неграмотности. Роль избы-читальни в ликвидации неграмотности. Формы этой работы. Задачи избы-читальни в ликнеграмотности, построение сети ликпунктов в волости. Индивидуально — групповое обучение. Агитация избы-читальни за ликвидацию неграмотности. Формы и методы работы с малограмотными.
- 3. Военно-воспитательная работа в избе-читальне. Место этой работы в избе-читальне. Военные уголки. Работа военного уголка. Массовая военная работа среди населения. Связь с Красной армией.
- 4. Работа с различными группами населения. Работа среди женщин, среди пионеров.
- 5. Задачи комсомола в деревне и изба-читальня. Организация нацменьшинств вокруг избы-читальни и работа среди них. Работа среди батраков и кустарей.
- 6. Справочная работа. Ее задачи, организация, метод, техника. Основные виды справок.
- 7. Работа с печатной и стенной газетой. Роль газеты, формы и методы работы сней.
- 8. Библиотечная работа. Организация, техника и метод работы с книгой.
- 9. Кружковая работа. Задачи, цель и метод. Программы кружков.
- 10. Массовая работа. Значение, формы и методы.
- 11. Художественная работа: массовая художественная работа.
Г. КИНО-ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТА
- 1. Использование сельско-хозяйственных сведений. Использование элементов естествознания, как основ антирелигиозной пропаганды. Использование понятий о гигиене и санитарии, как основ борьбы с знахарством. Использование познаний о вреде алкоголя и т. п.
- 2. Предварительная работа с фильмой. Проведение сеанса. Чтение надписей (громкое). Рассказывание со- 134.
- держания картины — общее (вступительное) и по каждой части (в отдельности). Наблюдение за разворачивающимся сюжетом, за настроением кино-зала. Реплик
- Научные, сельско-хозяйственные, видовые, производственные фильмы и лекционная система. Проведение лекций по картине во время ее демонстрации. Трудности выполнения этой задачи, знание предмета и знакомство с фильмой, кино-лектор. Привлечение и использование культурных и общественных сил деревни.
- 5. После сеанса: проведение беседы с крестьянами по просмотренной картине, цель беседы: выявление способности крестьян воспринимать построение картин (способность памяти, внимание, ассоциативные стороны восприятия); выявление общественных запросов кинозрителя-крестьянина к кино. Способы выявления отношения крестьян: фото-магниевые засъемки, записывание мнений, анкета, письма крестьян.
- 6. Содержание кино-политпросветработы: характеристики действующих лиц картины, фабула, тема и ее обсуждение, выявление в беседе с крестьянами вытекающих из темы и затронутых картиной вопросов и их обсуждение.
- 7. Общественный суд крестьян над картиной и ее героями. Вынесение приговора.
- 8. Содействие избе-читальне в дальнейшей проработке темы и сюжета картины в общей системе политпросвещения. Та же помощь школе для проведения работ учителя с учениками.
- 9. Использование пособий по кино-политпросвет- работе. Объяснение крестьянам вопроса —«что такое кино» и о значении зрительных восприятий человека. Кино —как орудие агитации и пропаганды коммунизма Услуги деревенскому населению, справочная работа, советы. Продажа литературы, подписка па газеты.
- 10. Организация общественного мнения крестьян о кино. Ячейки ОДСК при избах-читальнях, там же организация кино-уголка и изучение вопросов кино в кружке. Содействие организации «Селькино». Кино-селькор.
- 11. Совмещение работы кино и радио (до и после сеанса, во время перерывов и т. п.).
- VI. ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО ЯЗЫКА
Умение вести дневник, умение составить рапортичку. Составление отчетности. Ведение деловой переписки. Кино-корреспондирование в периодическую печать. Умение рассказывать. Умение читать надписи. Умение подавать реплики во время демонстрации картин. Методика построения бесед. Умение выступать на собраниях. Составление заявлений, писание писем неграмотным крестьянам. Собирание материалов бытового характера. Опыт сценарной обработки материала. Теория и техника сценария.
- VII. ПРОГРАММА ПО ОБЩЕЙ КИНЕМАТОГРАФИИ
- 1. Основы кинематографии. Первые попытки создать изображения, передающие движения.
Свет. Устройство глаза человека. Сетчатая оболочка п ее свойства. Зрительный центр мозга. Память зрения и зрительные ощущения. Суммирование зрительных впечатлений. Опыты и приборы по созданию кинематографа.
- 2. Применение фотографии к съемке движений и усовершенствование аппаратов для демонстрации изображений движения.
Неточность передачи движения на рисунках от руки. Изобретение фотографии, основы фотографии и применение ее к съемке движений. Изучение полета птиц и движений животных и человека при помощи фотографии. Фотографическое ружье. Аппарат для рассматривания и демонстрации картин с движением — кинетоскоп.
- 3. Усовершенствование кино-аппарата бр. Люмьер н последствия их изобретения.
Разложение и сложение движений. Назревшая необходимость создания более совершенных приборов для изображения движений. Изобретение кинематографа бр. Люмьер. Характерные черты этого изобретения и его сущность. Кино-аппараты: съемочный, копирующий и проэктирующий. Световой фонарь, его устройство и применение его к кинематографу.
- 4. Работа современных кино-аппаратов.
Кинематографическая целлулоидная фильма. Изгото-. вление фильмы. Перфорация. Общий взгляд на механизм кино-аппарата. Мальтийский крест. Вилка. Обтюратор. Окно. Работа проэкционного аппарата. Аппарат для кино-съемок. Изготовление кино-картин. Негатив и позитив. Надписи. Печатающий аппарат. Окрашивание, вирирование и раскраска позитива.
- Кино-картины, их постановка и съемка.
Сценарий кино-картин. Режиссер. Оператор. Картины для кино-театров. Кино-съемка в помещении. Декорации. Костюмы. Освещение. Кино-съемка на открытом воздухе. Дороговизна постановки кино-картин и их окупаемость. Развитие кино-театральной сети в СССР и за границей.
- 2. Кино-трюки.
Внезапные перемены декораций. Постепенные исчезновения, появления и превращения. Кино-съемка с перерывами. Замедленная кино-съемка. Съемка на черном фоне. Маски. Ожившие куклы. Кино-съемка сверху. Кино-съемка с обратным движением фильмы. Кадро- сьемка.
- 3. Применение кинематографа в науке, технике и жизни.
Серьезные задачи кинематографа: кино-съемка слишком медленных и слишком быстрых движений. Съемочные аппараты с непрерывным движением фильмы. Кинематограф в медицине. Микро-кинематография и рентгенокинематография. Применение кинематографа в естественных науках. Значение кадро-съемки для науки и ее применение. Кинематограф в деле преподавания. Применение кинематографа в технике. Общественно-политическое значение кинематографа. Развлекательный кинематограф.