Первая экспериментальная панорамная киноустановка была спроектирована и осуществлена в Научно-исследовательском кинофотоинституте в конце 1956 г. На базе работ экспериментальной установки в 1957 г. был спроектирован и сооружен за 10 месяцев первый панорамный кинотеатр, имеющий самый большой экран в мире.
Проект панорамного кинотеатра «Мир» разработан коллективом проектировщиков (В. А. Бутузов, М. И. Богданов, Л. И. Богаткин, Н. С. Стригалева и В. Д. Котов). После рассмотрения нескольких вариантов проектов была принята планировка кинотеатра, показанная на рис. 1, 2, 3.
Проект разрабатывался при непосредственном участии руководителя работ по панорамному кинематографу доктора технических наук проф. Е. М. Голдовского и других сотрудников Всесоюзного Научно-исследовательского кинофотоинститута. За короткий срок проектировщики, строители и монтажники сумели создать первоклассный современный кинотеатр, оснащенный кинотехническим оборудованием, разработанным в научно-исследовательских институтах и изготовленных отечественной промышленностью.
При проектировании кинотеатра было частично использовано существующее здание, цилиндрическая форма которого предопределила конфигурацию будущего зрительного зала.
История здания небезынтересна. В конце прошлого века оно было построено под живописную панораму, посвященную бородинскому бою. Однако картина панорамы не была установлена, а здание вскоре сгорело и в таком виде сохранилось до наших дней. Стены здания первоначально были сооружены на деревянных сваях; при восстановлении здания для кинотеатра основание было укреплено путем закладки бетона и стены были подняты на 6 м. Общая высота здания кинотеатра достигает 30 м. К кирпичному корпусу кинотеатра примыкает стеклянная галерея высотой 10 м.
Весь комплекс кинотеатра состоит из нескольких отдельно стоящих зданий: основного (рис. 4), кассового зала (рис. 5), котельной, трансформаторной подстанции и артезианской скважины, обеспечивающей водой установку кондиционирования воздуха.
В строительстве здания и отделке применены современные строительные материалы: нержавеющая сталь, стекло, керамика, пластик, оргалит и т. д.
За стеклянным витражом здания размещается входной вестибюль (рис. 6), из него зритель проходит в обширное фойе (рис. 7), площадь которого равна 1200 м2. Фойе оборудовано мощной приточно-вытяжной вентиляцией. На этом же этаже расположены: буфет-бар, выходные вестибюли из зрительного зала, главная электрощитовая, санузлы и различные подсобные помещения. Освещение фойе осуществляется отраженным светом от светильников, установленных за карнизом по периметрам стен и в верхней части колонн.
Фойе звукофицировано при помощи усилительной аппаратуры, установленной в киноаппаратном комплексе. Регулятор громкости звучания и микрофонный штепсель размещены в фойе.
Зрительный зал высотой 20 м при диаметре в 38 м представляет замкнутый круг, в одну треть которого вписан экран (рис. 8). Размер экрана 30,6 м по длине и 11,4 м по высоте; таким образом, площадь его составляет около 350 м2. Нижняя кромка экрана установлена на высоте 1,3 м от уровня пола партера. Стрела прогиба экрана — 8 м. Взаиморасположение экрана и кинопроекторов обеспечило отсутствие какого- либо угла проекции в вертикальном направлении. В горизонтальном направлении угол проекции — не более 1°30′. На рис. 9 показана схема кинопроекции, обеспечивающей возможность демонстрации кроме панорамных также широкоэкранных и широкоформатных фильмов.
Проекторы, установленные в кинопроекционных А (правая), Б (центральная) и В (левая), проецируют изображения панорамного фильма на соответствующие части экрана А, Б, В.
Непрерывность проекции панорамных фильмов обеспечивается попеременной работой групп проекторов 1, 6, 9 или 2, 5, 10.
В настоящее время показ обычных и широкоэкранных фильмов может производиться с установленных проекторов 4, 7.
В дальнейшем вместо проекторов 4, 7 предполагается установить проекторы для показа широкоформатных фильмов на 70-лыг пленке, проекторы же для демонстрации обычных и широкоэкранных фильмов с анаморфированным кадром — установить в положение 3, 8. Раздвижной занавес, расположенный по кривизне экрана, приводится в действие двумя электролебедками и может быть остановлен в любом положении при помощи специальных пусковых выключателей.
Обрамление экрана деревянное, выполненное в стиле оформления всего зала. Экранное полотно изготовлено из специального материала 1 1 «Техника кино и телевидения», 1957, № 9.
Средняя часть экранной поверхности состоит из широких (0,6 м) перфорированных полотен, склеенных в местах стыков, боковые же собраны из узких (шириной 22 мм) полос полотна.
В зале по периметру стен (рис. 10) и в потолке установлены четыре группы громкоговорителей для стереофонического воспроизведения панорамных фильмов и эффектного звуковоспроизведения. При широкоэкранной проекции они же могут быть использованы для усиления речей в зале или для воспроизведения музыкальных записей.
Стены зала отделаны деревянными жалюзи. За ними размещены громкоговорители (о которых указывалось выше) и акустические поглотители из шлаковаты.
За экраном (рис. 11) установлено пять групп громкоговорителей стереофонического звуковоспроизведения панорамных или широкоэкранных фильмов и одна группа громкоговорителей для звуковоспроизведения одноканальной фотографической фонограммы. Эта же группа громкоговорителей может быть использована при демонстрации кинофильмов, требующих перевода речевого текста.
Потолок зала куполообразной формы, подшит перфорированным оргалитом, за которым размещаются громкоговорители и акустические поглотители из шлаковаты. Таким образом, десять самостоятельных каналов звуковоспроизведения в зрительном зале насчитывают 120 различных головок громкоговорителей.
Зрительские места (1226) располагаются в зале в виде круто поднятого амфитеатра, что дает возможность значительному количеству зрителей рассматривать демонстрируемое изображение на экране без заметного искажения горизонтальных линий.
Зрительские места в зале разделены на две зоны. Первая зона охватывает все места, расположенные в средней части зала, и ограничивается двумя боковыми проходами. Остальные места относятся ко второй зоне. Первая зона мест является более благоприятной для восприятия зрителями панорамного изображения.
Освещение зрительного зала осуществляется зеркальными лампами накаливания (установленными за карнизом) с направленным световым потоком на потолок, который служит отражающей поверхностью. Все освещение зала распределено на 5 равных групп, каждая из которых имеет самостоятельный темнитель света. Шестая группа освещения, дежурно-аварийная, выключается из нескольких мест. Зал оборудован приточно-вытяжной вентиляцией и установкой кондиционированного воздуха. Каналы приточной вентиляции размещаются под осветительным карнизом, вытяжные — за деревянными жалюзи.
На втором этаже кроме зала размещаются небольшая гостиная, комната для сотрудников театра и автоматическая телефонная станция внутренней связи на 33 номера.
Следующий этаж в основном занят помещениями киноаппаратного комплекса и служебными помещениями кинотеатра.
Центральная кинопроекционная (рис. 12) оборудована двумя кинопроекторами для непрерывного показа панорамных фильмов и двумя кинопроекторами для демонстрации широкоэкранных и обычных кинокартин. Кроме того, в кинопроекционной предусмотрена возможность установки двух широкоформатных кинопроекторов для 70-мм пленки. В центральной аппаратной также установлены два силовых электрораспределительных шкафа для питания оборудования, установленного в данной проекционной.
Боковая левая кинопроекционная (рис. 13) оборудована двумя панорамными кинопроекторами, электрораспределительным шкафом и имеет самостоятельную перемоточную. Боковая правая кинопроекционная оборудована аналогично левой.
Главное электрораспределительное устройство всего киноаппаратного комплекса, электрощит освещения зрительного зала с темнителями света, селеновые выпрямители питания электродуг всех кинопроекторов, преобразователи частоты с релейными шкафами синхронно-синфазной работы всех панорамных кинопроекторов и фильмфонографов установлены в одном помещении электросиловой (рис. 14).
В помещении для усилительной аппаратуры (рис. 15) находятся два фильмфонографа, работающие попеременно, стойка с 12-канальным усилителем (с учетом резерва), стойки питания усилителей и коммутации, пульт управления с предварительными усилителями, два магнитофона и другое дополнительное оборудование.
Все помещения киноаппаратного комплекса оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Кинопроекционные обеспечены подачей кондиционированного воздуха, что значительно улучшает условия труда киномехаников, работающих с дуговыми лампами большой мощности.
Три кинопроекционных и усилительные связаны светосигнальной и громкоговорящей двусторонней связью с пультом оператора, расположенным в зале (рис. 16). Кроме упомянутой связи пульт оператора зала управляет громкостью шести групп громкоговорителей, установленных за экраном, и четырьмя группами, расположенными в зале. С пульта регулируется световой поток каждого панорамного проектора, резкость изображения, производится управление работой синхронной группы: пуск, остановка, перевод проекции с одной группы проекторов на другую. На пульте имеются кнопочные станции управления занавесом, темнителями освещения зала, сигнализацией при широкоэкранном или обычном кинопоказе, микрофон переводчика, телефон внутренней АТС, индикаторы контроля громкости звуковоспроизведения, контрольный громкоговоритель с усилителем и другое вспомогательное оборудование.Монтаж всего кинотехнологического оборудования выполнен монтажно-производственными мастерскими Управления культуры Мосгорисполкома при непосредственном участии главного инженера М. М. Лисогора.